Фантазии на тему исторических связей прошлого и настоящего
В первом номере «ПМ» 2013 года опубликована статья Ф. Петрова «Свидетельства исторической связи прошлого и настоящего». В ней автор дал волю своим фантазиям. Например, ссылаясь на мою статью «Новый документ по истории Дубны» («ПМ» №47, 2012), он пишет: «…по мнению Л.Л. Зиновьевой, документ однозначно доказывает, что «о древнем поселении на ратминской стрелке в научном посёлке узнали лишь с начала археологических экспедиций…», хотя в статье даже намёка нет на такое мнение. В ней написано, что из нового документа следует, «что древнее поселение на ратминской стрелке к рождению нашего города не имеет абсолютно никакого отношения». В самом деле, какое отношение может иметь древнее поселение, погибшее в XIII веке, к самостоятельному образованию нового поселения в середине ХХ века в нескольких километрах от территории древнего поселения?
Далее Петров начинает фантазировать по поводу присвоения названия Дубна научному посёлку в 1954 году. Он пишет: «…информация о древнерусской Дубне и об истории самого этого названия, конечно, была доступна тем советским руководителям, кто обсуждал и принимал решение о наименовании будущего российского наукограда». Конечно, на тему происхождения названия можно фантазировать сколько угодно. Но истиной может служить только письменный документ. Это закон исторической науки. Однако в документах по присвоению названия научному посёлку нигде не попадаются упоминания о названиях прежних поселений в районе научного посёлка, нет ссылок на Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. На сегодняшний день известен лишь один документ (ходатайство Московского облисполкома перед Президиумом Верховного Совета РСФСР о переименовании города Дубно в Дубну), в котором говорится, что «…город назван по реке Дубне, на берегу которой он расположен».
Петров пишет, что о древнем поселении на ратминской стрелке в исторических кругах было известно с XIX века. Всё верно, но в научном посёлке о нём узнали только с началом раскопок. Это я пишу не понаслышке, а как жительница посёлка с начала присвоения ему названия Дубна, будучи в то время уже школьницей. Так же как и сейчас о документе по рассекречиванию научного посёлка и присвоению ему названия Дубна в городе узнали только после моей недавней публикации о новом документе, хотя сам документ рассекречен уже почти 20 лет назад и опубликован в некоторых изданиях раньше. Как раз неизвестность о существовании древнего поселения на стрелке до появления археологов в городе и подтверждает, что при присвоении названия посёлку никто и не думал о древнем поселении. Иначе это было бы известно, а так, все всегда знали, что название дано по реке. Довольно основательно на слуху в то время сначала в посёлке, а потом и в городе, был город Дубно на Украине, т.к. значительная часть корреспонденции населения первое время попадала именно туда (в научных подразделениях был почтовый ящик с номером).
То, что на территории современной Дубны в средние века находилось древнее поселение, интересно, но попытки обоснования исторической взаимосвязи этих поселений не более чем фантазии. Тем более, что деревня Ратмино, на территории которой когда-то располагалось древнее поселение, Указом от 22 сентября 1956 года была присоединена к уже существующему городу.
В отношении «Дубна-Дубно» теперь точно можно сказать, что название Дубно было ошибкой. По Указу Президиума Верховного Совета от 24 июля 1956 года город получил название Дубно путём преобразования посёлка Дубно. Откуда вдруг появилось в этом указе название «Дубно», совершенно непонятно, и иначе как ошибкой это не объяснить. Действительно, в документе первоначального присвоения названия посёлку стоит «Дубна», и до момента преобразования посёлка в город не было его официального переименования в «Дубно». Сегодня можно только предполагать, каким образом эта ошибка вкралась в документ о преобразовании посёлка в город.
Скорее всего, ошибка связана со старинным украинским городом Дубно. Этот город вообще был широко известен, а в то послевоенное время он особенно был на слуху из-за зверств фашистов там против евреев. Однако это всего лишь предположения.
Предположение Петрова, что ошибки не было, т.к. на некоторых послереволюционных картах река указана как Дубно, могло иметь место только в случае первоначального названия рабочего посёлка Дубно. Но и это было бы очень сомнительно, т.к. и в дореволюционной книге Плетнёва, и на предвоенных официальных картах Красной Армии, и, главное, на момент присвоения названия посёлку во всех справочных изданиях река Дубна значится с окончанием «а».
В пользу признания ошибки в документе говорит и то, что во всех центральных газетах Советского Союза, включая главную «Правда», от 11 апреля 1957 года в информации о пуске синхрофазотрона город значится как Дубна, хотя по документу в то время он назывался ещё Дубно (вплоть до 8 января 1958 года).
Январь 2013
Январь 2013
Галерея
Свежие записи
- Закон не забор: через него не перелезешь
- Ложь во спасение чего, кого?
- Оснований для спора по дате образования Дубны нет
- Документы по договору с Институтом российской истории РАН на проведение экспертизы по истории г. Дубны
- Обоснование изменения надписи на ратминском камне
- Иск Московского областного общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие» судом отклонён
- Об историческом предшественнике Дубны и об информационных стендах в Ратмино
- Проделки генетики
- Из истории создания дубненского синхроциклотрона
- Светлый художник
Метки
1939 Анисков Балдин Векслер Джулио Романо Дубна Л.П. Зиновьев Мария Кюри Надежда Леже ОИЯИ Польша С.Ф. Зиновьева Сергей Холодняк Синхрофазотрон Фейнберг Форнарина ЦЕРН Ю.Долгорукий автофазировка библиотека биография воспоминания изобразительное искусство история колхоз мозаика музыка нуклотрон подснежник природа ратминский камень рецензия