Форнарина
Опубликовано в газете «Вести Дубны» (апрель, 1996 г.)
В замечательной работе «О прекрасном» французского художника Эжена Делакруа есть такие слова: «Если предмет действительно прекрасен, то внутреннее чутье сразу же подсказывает нам его ценность и заставляет нас восхищаться им независимо от наших привычек и предрассудков». В моей жизни был момент, который ярко подтвердил это следующим образом.
Первый раз я посетила московский Музей изобразительных искусств имени Пушкина, будучи уже студенткой. Не спеша, я шла по залам старинной живописи, но темные полотна с их непонятными сюжетами не трогали меня. «Теперь, наверное, все работы старых мастеров служат более для разума, нежели для чувств», — подумала я тогда.
Вдруг мое внимание привлек женский портрет. Я не могла сойти с места и стояла, очарованная им. Подошла ближе. Под картиной была надпись: «Джулио Романо (1499-1546) «Форнарина». Фамилия художника и имя таинственной незнакомки были мне неизвестны, и я записала их в свой блокнот.
Запомнив хорошо место, где находилась картина Романо, я пошла дальше. В залах импрессионистов и современной живописи после старинных полотен дышалось легко и свежо. Светлые краски напоминали о радостном назначении бытия. И все же, в тот первый день посещения пушкинского музея мною завладела таинственная Форнарина.
Впоследствии каждый раз, бывая в музее, я всегда напоследок шла к «своей» Форнарине. «Здравствуй», – мысленно говорила я ей, и несколько минут, совершенно отрешаясь от всего, наслаждалась ее прекрасным образом.
Не знаю почему, но я не придала тогда значения ни фамилии художника – Джулио Романо, ни самому имени Форнарины и не пыталась узнать о них подробнее. После окончания института я стала жить и работать в Дубне. Посещение Музея практически прекратилось. И со временем имена Романо и Форнарины как-то стерлись в моей памяти.
Прошло несколько лет. Однажды в книге М. Копшицера о художнике Валентине Серове мне попались строки о том, что благодаря своему портрету в картине «Девушка, освещенная солнцем», Маша Симонович стала «такой же легендой для русского искусства, какой для мирового искусства стали Джоконда, Форнарина или Саския».
Имена Джоконды и Саскии тогда уже были мне хорошо знакомы, а вот имя Форнарины… Как я уже сказала, к тому времени оно, записанное мною при первом посещении Музея изобразительных искусств, забылось, а следовательно, представлялось совершенно незнакомым. Но ведь оно стояло в одном ряду с Джокондой! Форнарина… Форнарина… Вдруг какая-то неведомая сила заставила меня найти тот давнишний блокнот, с которым я впервые вошла в Музей. Открыв его, я вздрогнула от неожиданности – на первой странице было написано: «Джулио Романо (1499-1546) «Форнарина».
Да, конечно, по своему воздействию портрет стоял в одном ряду с леонардовской Джокондой и рембрандтовской Саскией.
Впоследствии имя Форнарины не раз попадалось мне в литературе. Я узнала, что по-настоящему всемирную известность ей принес не Романо, а Рафаэль. Она была его возлюбленной, которую он писал множество раз, и которая явилась прообразом Марии в его знаменитой «Сикстинской мадонне». Джулио Романо был любимым учеником великого флорентийца. Он писал возлюбленную Рафаэля, но в ее портрете явно проступила его чистая, возвышенная любовь к ней. Именно в этой любви и кроется разгадка магического воздействия портрета на зрителей.
Да, Делакруа был прав – в общении с искусством первую роль играют наши чувства, а не знания.
Галерея
Свежие записи
- Закон не забор: через него не перелезешь
- Ложь во спасение чего, кого?
- Оснований для спора по дате образования Дубны нет
- Документы по договору с Институтом российской истории РАН на проведение экспертизы по истории г. Дубны
- Обоснование изменения надписи на ратминском камне
- Иск Московского областного общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие» судом отклонён
- Об историческом предшественнике Дубны и об информационных стендах в Ратмино
- Проделки генетики
- Из истории создания дубненского синхроциклотрона
- Светлый художник
Метки
1939 Анисков Балдин Векслер Джулио Романо Дубна Л.П. Зиновьев Мария Кюри Надежда Леже ОИЯИ Польша С.Ф. Зиновьева Сергей Холодняк Синхрофазотрон Фейнберг Форнарина ЦЕРН Ю.Долгорукий автофазировка библиотека биография воспоминания изобразительное искусство история колхоз мозаика музыка нуклотрон подснежник природа ратминский камень рецензия